О лошади, о танце
Разное - Искусство

Пожалуй, почти все конники считают, что верховая езда это искусство. Но люди, не слишком знакомые с лошадью, удивляются, когда слышат подобное. Тем не менее, кажется справедливым причислять верховую езду к видам искусства, ведь это одна из составляющих духовной культуры человечества, как со стороны науки, так и со стороны эстетической. Много общего у нее и с другими видами искусств. Что связывает, например, танец и лошадь? Я очень люблю танец — не механическое его выполнение, но страсть, сплавленную с ритмом, музыкой... будь это звучание одной ноты или симфонического оркестра.

Танец на лошади

Истоки

Искусство классического танца, с которого начинается обучение любого танцора, и искусство верховой езды пришли в Россию из Франции. Но если через несколько десятков лет русская школа затмила остальные, и русский классический балет и сегодня имеет немного конкурентов, то всадники не смогли сделать то же самое.

Ритм

И в танце, и в верховой езде необходимо обладать идеальным чувством ритма. Ритм рождает движение и держит музыку. Лошадь обладает этим чувством от рождения. Под всадником ей надо учиться всему заново.

Равновесие

В танце человек учится владеть своим телом. Кажется, в танце человек борется с самим собой в попытке сделать невыполнимое — прыжки, повороты... только идеальное владение своим равновесием позволяет добиться результата.

В природе лошадь естественно уравновешена, но она не выполняет всех тех движений, которые просит от нее человек (она не прыгает препятствия высотой 2 м, не делает галоп на трех ногах...). Значит, опять же необходимо научить лошадь находить равновесие под всадником.

Изящество

Мы выделяем танцора за его грациозность, которая не всегда оказывается врожденной — пишут, что великий Нижинский перед поступлением в танцевальную школу производил впечатление неуклюжего и слабого мальчика.

Лошадь, от которой не требовали грациозности в работе, иногда задевает даже лежащую на земле жердь — она не хочет делать усилий — она не знает, что можно идти иначе. Обычная лошадь может сделаться прекрасной, если с ней занимаются правильно, а красивая лошадь станет напоминать клячу, если с ней будут работать неправильно.

Работа

Известно, что каждодневная работа над собой изнурительна. Балерина заставляет свое тело выдерживать колоссальные нагрузки, неведомые обычному человеку. Профессиональный танец требует огромного напряжения сил и духа, ломает тело и заставляет его страдать, но взамен человек получает нечто другое — невероятные ощущения единства невидимой энергии, окружающей нас, и энергии своего тела. Чтобы лошадь могла легко выполнять трудные движения, ей тоже приходится проходить через крайнее напряжение своих сил в процессе обучения. Имеет ли это смысл для неразумного, с нашей точки зрения, зверя?

Как мы можем знать, какое животное счастливей — мерно жующее траву или активно пользующееся своими огромными возможностями...?

Обучение

Если бы мы все учились танцу, то наверное, жили бы в другом обществе. Раньше учитель танцев мог одновременно преподавать и верховую езду.

В танцах необходимым условием является умение себя держать -спина прямо, плечи назад, подобранные ягодицы. Когда учат верховой езде, много времени уделяют и изящной посадке — плечи назад, спина прямо... Мы различаем французскую, немецкую, английскую посадку и т. д.

«Что вы просите в первую очередь от вашего ученика?» — спросил Людовик XIII Плювинеля, своего учителя, известного в истории мастера по выездке лошадей и автора нескольких теоретических трудов. — «Прежде всего, чтобы он был красивым на лошади... гораздо приятней видеть человека, красиво ездящего верхом, может быть, и не слишком знающего, чем опытного всадника, но некрасиво сидящего».

Партнерство

Неуклюжий танцор, ведущий свою партнершу, наверное, раздражает ее так же, как плохой всадник раздражает лошадь. Если он достаточно слаб, то роль ведущего берет на себя лошадь, а если всадник настаивает в своем неумении силой, то лошадь тупеет и замыкается.

Хороший же танцор способен творить чудеса, и его партнерша тоже меняется удивительно. Умение и работа рождают гармонию — в движении, в отношениях.

Элементы

Даже названия элементов танца похожи на манежные термины. Интересно, где они появились первыми?

Aplomb — апломб — умение удерживать в танце корпус в устойчивом положении, с соблюдением правильной позы при выполнении должных движений и — качество движения лошади.

Balance — балансе — шаг в сторону с перенесением на ногу веса корпуса и придвижение другой ноги в два темпа — в высшей школе балансе на переду и на заду выполнялось на месте или на движении вперед

Cabriole — каприоль — прыжок с ударом икры одной вытянутой ноги о другую: назад, вперед и в сторону. Одна нога выбрасывается в желаемую позу, другая к ней подлетает, после удара падает, а первая остается в позе.

Как манежный термин, каприоль обозначает самый совершенный и трудный из школьных прыжков. Поднявшись в воздух равномерно, всем туловищем, лошадь выбрасывает назад сомкнутые задние ноги так далеко и высоко, как может, то есть, до уровня высоты крупа, причем ноги от напряжения щелкают. «Каприоль» — итальянское название, данное неаполитанскими наездниками этому прыжку из-за сходства его с прыжком косули, по-итальянски «caprio».

Происхождение названия прыжка, вероятно, таково: сначала каприолью был назван прыжок лошади — изображение его, например, у графа Ньюкастла чрезвычайно напоминает прыжок дикой козы со скалы на скалу. Учитель в манеже и учитель танца — иногда одно лицо. Заимствование было естественным, так как щелкающий звук есть и в каприоли танцовщика.

Changement de pied — перемена ноги — в танце — в прыжке перемена местами ног в пятой позиции. В выездке перемена ноги -обязательный элемент.

Pirouette — пируэт — несколько туров (поворотов танцующего на одной ноге) подряд. Пируэту всегда предшествует preparation — подготовительные движения различной формы, с которые дают «форс» — силу для предстоящего вращения, и регулируют правильную работу рук и ног. Пируэт унаследован французским классическим танцем от итальянского, где он называется «pirole». Это слово также имеет аналог в манежной терминологии. Пируэт выполняется лошадью на одной задней ноге вокруг себя на галопе. Бывают пируэты (и в танце, и в манеже), идущие внутрь — en dedans, и наружу — обратные пируэты — en dehors.

Saut — прыжок — танцевальный термин. Sauteur — прыгун — термин еще и манежный, про коня говорят bon sauteur, как и про человека.

Наше маленькое исследование подошло к концу. На самом деле, можно проводить бесконечное число параллелей, и не только с искусством танца. Я не ставлю здесь точку, поскольку уверена, что эта тема найдет свое продолжение, пусть хотя бы в душе внимательного читателя...

Источник материала публикации: журнал "Гиппомания"
Текст: Анастасия Наумова
Фото: Дневник Каша_Малаша

 
Рекламный блок:

Счётчики



Друзья

  • : породы, клички, тренинг, уход