Джордж Стаббс
Разное - Личности

Джордж Стаббс (1724-1806), один из выдающихся английских художников, остается непревзойденным мастером, изображавшим животных, особенно, лошадей. В Золотой век английского искусства он не достиг славы Хогарта, Рейнолдса и Гейнсборо. Его заказчиками были, в основном, представители спортивной аристократии, желающие получить картины, изображавшие охоту, скачки или портреты лошадей. Стаббс родился 25 августа 1724 года в Ливерпуле в семье кожевенных дел мастера и был одним из пятерых детей. Систематического художественного образования он не получил. В течение непродолжительного времени Джордж был учеником Гамлета Винстанли, который в то время делал копии картин в Кноусли Холл. Этого было достаточно для Стаббса, чтобы стать провинциальным живописцем-портретистом. Он начинает изучать анатомию и преуспевает в этом настолько, что дает частные уроки студентам-медикам в Йоркском Госпитале, а в 1751 г. выходит книга по акушерству доктора Джона Вартона с иллюстрациями Стаббса.

Baronet with Samuel Chifney , Джордж Стаббс

В возрасте 30 лет он отправляется в Рим, на обратном пути останавливается в Марокко и делает там множество зарисовок местных животных (льва, гепарда и других).

Вернувшись домой, Стаббс начинает досконально изучать анатомию лошади. В этом есть насущная необходимость, так как он получает много заказов от коневладельцев. Для художника, изображавшего лошадей, трудно представить лучшее время, чем вторая половина XVIII века. Скачки, как спорт, бурно развиваются, в 1750 г. организован жокей-клуб. Стаббс пропагандирует идею, что для успешного разведения и тренинга скаковых лошадей необходимо знать их строение.

Джордж Стаббс

В 1766 году выходит книга Стаббса «Анатомия лошади» — итог его большого труда.

В 60-е годы он создает серию полотен, изображающих кобыл с жеребятами. Портреты некоторых лошадей выполнены по заказам их владельцев — графа Гросвенора, герцога Графтона, виконта Болингброка. На этих картинах нет напряжения спортивной борьбы, животные свободно гуляют на природе, под дубами, на лугах в пойме реки.

Стаббс получает много заказов от коневладельцев на портреты их лошадей. Маркизу Рокингэму очень понравился портрет Вистлджекета, горячего жеребца, который напал на Стаббса во время сеанса.

Whistlejacket, 1761-2,Частное собрание

Еще один жанр, любимый художником — конный портрет, где всадник изображен не на охоте и не на скачках.

В 1760-е годы Стаббс создает ряд картин, изображающих диких животных. Ему заказывают «портрет» первого кенгуру, привезенного в Англию. Для Уильяма Хантера он пишет индийскую антилопу нильгау; для Джона Хантера — индийского носорога, бабуина с макакой и яка.

В 1781 году Стаббс избирается Действительным членом Королевской Академии.

Джордж Стаббс, Кони на фоне пейзажа (Кобылы у дуба), Около 1760 - 1770, Аскотт-хаус, Уинг (графство Бакингемшир)

В преклонном возрасте художник все еще полон энергии. Он поддерживает форму с помощью диеты и физических упражнений. По слухам, он в течение сорока лет не пил ничего кроме воды, много ходил пешком, и в возрасте почти 80 лет легко проходил 16 миль от Портмэн-сквер, где он жил, до дома лорда Кларендона в Хертвордшире — с саквояжем в руке. Даже накануне своей смерти он совершил 9-мильную прогулку.

Джордж Стаббс, Фаэтон принца Уэльского, 1793, Королевское собрание произведений искусства, Лондон

В 1790-х годах он пишет множество портретов лошадей. Казалось бы, Стаббс сделал все, что можно в этом жанре, написав серию картин, изображавших кобыл с жеребятами и конюшенные сценки. Однако он пишет портреты 16 выдающихся скаковых лошадей, которые выставляются в новой галерее «Турф» в 1794 году, и сын художника — Джордж Таунли Стаббс — делает с них гравюры. Картины остались непроданными, хотя гравюры были опубликованы. Причин у этой неудачи было несколько. Во-первых, началась война с революционной Францией, и внимание потенциальных покупателей переключилось с искусства и спорта на сводки с театра военных действий, а во-вторых, Стаббс просто не обладал коммерческой жилкой.

Живопись перестала приносить доход художнику, ему даже приходилось обращаться в суд, чтобы получить плату за картины. Заказов графа Кларендона было недостаточно, чтобы разрешить финансовые затруднения.

С 1795 года и до дня смерти в 1806 году Стаббс работает над продолжением книги «Анатомия лошади», закончить которую не успевает.

Джордж Стаббс, Лев, напавший на лошадь, 1765, Национальная галерея штата Виктория, Мельбурн

Джордж Стаббс занимает особое место в английском искусстве, сочетая в себе талант ученого-натуралиста, живописца и графика. Он не был подвержен ничьему влиянию, создал свой собственный стиль и взгляд на живопись. Можно сказать, что его манера основана на геометрическом порядке. Он руководствовался тремя основными идеями: геометрия, перспектива и анатомия.

Независимость художника, его безразличие к популярности и то, что большинство его работ находились все время в домах заказчиков, привели к тому, что он не был известен широкой публике. Только в последнее время произошло «второе открытие» его таланта, и сейчас имя Джорджа Стаббса занимает достойное место среди крупнейших мастеров английской живописи.

Источник материала публикации: журнал "Гиппомания"
Автор текста: Анна Беленькая
Изображения: http://www.liveinternet.ru/users/lorart/post94707093/

 
Рекламный блок:

Счётчики



Друзья

  • : породы, клички, тренинг, уход