Управление экипажами
Конный спорт - Управление экипажем

Вид изящных экипажей, запряженных одной или двумя лошадьми, вызывает ностальгию. Хотя роль рабочей лошади в прошлом была отнюдь не романтической. Лошади перетаскивали орудия и другую военную технику, использовались для тяжелой работы на земле, несли ответственность за перевозку товаров и людей. Лошадиная сила играла основную роль в завоевании континентов, развитии сельского хозяйства и путешествиях, совершаемых людьми. Даже когда лошадей заменил двигатель, его мощность выражалась в лошадиных силах. В наши дни упряжной лошадью с экипажем или коляской управляют только ради развлечения и удовольствия. Ныне процветающий вид конного спорта развился с появлением зрелищных соревнований. Гонки упряжек называются также по количеству лошадей в упряжке: парой и четверкой. Для управления лошадью или лошадьми кучер использует вожжи, кнут и голос.

Гонки подразделяются на три дисциплины:

  • гонки упряжек;
  • упряжные классы;
  • увеселительное катание.

В этой статье дается описание упряжи и другого снаряжения, техники управления лошадьми, рассказывается о гонках упряжек, упряжных классах и увеселительного катания, а также о правилах дорожного движения.

Управление экипажами

Упряжь для тягловой лошади

Для управления упряжкой требуются глубокие знания в области специальной сбруи. Существуют два основных вида упряжи: нагрудник и хомут. Упряжь должна быть хорошего качества. Нагрудники могут быть подогнаны по размеру лошади при помощи пряжек, но хомут изготавливается по размеру.

Кольца для дополнительных вожжей на упряжи почтовой кареты

Нагрудник

Упряжь для тягловой лошади охватывает каждую часть тела лошади. Шея и грудь опоясаны нагрудным ремнем с прикрепленными к нему ремнями и шейным ремнем (подшейком) с кольцами для вожжей. Спину и живот обтягивает подпруга, сверху расположена седелка с зажимом, при необходимости регулирующим вожжи, затем спинной ремень и ремни по обеим сторонам для крепления оглобель. На крупе находится шлея с ремнем и подхвостник или ободовый ремень. Вожжи идут от уздечки к рукам кучера.

Грудь

Нагрудник состоит из следующих частей:

  • Подшеек, который крепится вокруг шеи с помощью пряжек и регулируется по лошади. Подшеек также регулирует соответствующее положение нагрудного ремня. Подшеек должен быть достаточно свободным, чтобы не врезаться в гриву лошади.
  • Нагрудник изготавливается из двухслойной кожи. Шов должен всегда находиться с изнанки. Ширина и прочность нагрудника должна соответствовать предполагаемому грузу.
  • Постромки, которые прикреплены с обеих сторон нагрудника. Они изготавливаются из кожи или веревки.
  • Кольца или подвижные кольца необходимы для поддержания вожжей в одном и том же положении.

Холка и спина

Следующие элементы сбруи расположены на холке:

  • Зажим для дополнительной упряжи, например, для дополнительных вожжей, чтобы удерживать голову лошади в определенном положении.
  • Седелка с двумя мягкими подседельными прокладками.
  • Кольца на обоих концах чересседельника, через которые пропущены вожжи, достаточно большие, чтобы вожжи не застревали.
  • Кожаные или веревочные гужи с обеих сторон для предотвращения перехлеста постромок.
  • Подпруга, которая иногда состоит из внутренней и внешней подпруги.
  • Спинной ремень и накрупник или ободовый ремень, которые крепятся к кольцам на задней стороне чересседельника.
  • Шлея представляет собой широкий ремень, охватывающий зад лошади. На концах шлеи имеются ремни или шлеевые D-образные кольца, которые не дают оглоблям подняться вверх или экипажу опрокинуться.
  • Ремни на крупе поддерживают шлею на необходимой высоте.

Хомут

Сбруя, в основном, расположена вокруг шеи и груди спереди, а также вокруг холки и живота. Хомут же охватывает шею и плечи лошади. Хомут не регулируется и, следовательно, изготавливается по заказу для каждой лошади. Хомут подбивается мягкой, как подушка, прокладкой и одевается через голову коня. Хомут закрепляется при помощи хомутин, к которым присоединены хомутные ремни. В нижней части хомута расположены нижний хомутный ремень и хомутный гуж. Самое верхнее крепление называется верхним хомутным ремнем. Этот ремень является самым слабым звеном хомутной сбруи. Он требует неусыпной проверки и ухода, потому что о последствиях его разрыва даже страшно подумать! Четырехколесные экипажи с поворачивающимися оглоблями обычно присоединяются к натяжным кольцам, а не к D-образным шлеевым кольцам, во избежание отвязывания шлей от оглобель.

Упряжь хомута

Вожжи

Для одной упряжной лошади имеется две вожжи, правая и левая. Общая длина каждой вожжи при ее растягивании должна быть не менее 4,3 м. На конце левой вожжи имеется пальчиковая петля, а на правой вожже — овальное отверстие или пряжка. Вожжи должны быть гладкими, без каких-либо колец или дополнительных застежек. Дополнительные вожжи используются для управления двумя или более лошадьми, но они различной длины. Внутренние вожжи длиннее, чем внешние вожжи.

Вожжи «Четыре в руке»

Пальчиковая петля

Просуньте мизинец в петлю для пальца на конце левой вожжи, в том месте, где левая и правая вожжи вместе скрепляются пряжкой. Петля для пальца не дает свободным концам вожжей провисать.

Пальчиковая петля

Аварийная защелка

В опасной ситуации или при аварии из аварийной защелки просто вынимается штырь, чтобы быстро отсоединить лошадь от экипажа.

Аварийная защелка

Нагрудник

Нагрудник

  1. Вожжи
  2. Нагрудный ремень
  3. Оглобля
  4. Подпруга
  5. Подшеек
  6. Кольцо
  7. Седелка
  8. Зажим для дополнительной упряжи
  9. Спинной ремень
  10. Шлея
  11. Накрупник
  12. Оводовый ремень
  13. D-образное кольцо шлеи
  14. Постромки

Оголовье

Оголовье для тягловой лошади, по сравнению с упряжью верховой лошади, имеет ряд дополнительных свойств. В дополнение к оголовью, суголовному ремню, нахрапнику и щечным ремням имеются также шоры, розетки, и регулируемые трензеля типа «Ливерпуль» и «Бакстон». Часто используется подбородная цепочка, чтобы выровнять рычажное движение мундштука.

Оголовье

Шоры

Шоры применяются для того, чтобы лошадь не путалась неожиданных предметов, возникающих рядом с ней или позади нее, тем самым подвергая опасности экипаж и пассажиров. Шоры не затрудняют обзор движения вперед. Шоры надеваются таким образом, чтобы они не касались глаз. Их необходимо прочно закрепить. Почти две третьих части шоры должны располагаться ниже уровня глаза.

Шоры

Шородержатели

Шородержатели предохраняют шоры от колебаний на ветру или потоков воздуха. Колеблющиеся шоры заставят лошадь волноваться. Концы шородержателей крепятся к надлобнику. Они изготавливаются из очень жесткой кожи или укрепляются металлической проволокой.

Розетки

В месте крепления надлобника к суголовнику крепятся декоративные пластинки и розетки. Скорее всего, прототипами розеток были амулеты, которые прикреплялись к лошади — наиболее ценной собственности — для охраны от злых духов.

Розетки

Капсуль

Капсуль должен отлично крепиться ко внутренней стороне нащечных ремней оголовья. Он не дает нащечным ремням сдвигаться назад при натягивании вожжей. Капсуль правильно закреплен, когда под него можно просунуть два пальца.

Украшения упряжи

Оголовья для одной упряжки лошадей могут иметь одинаковые украшения, чтобы при виде спереди вся группа выглядела одинаково.

Оголовье

Оголовье

  1. Затылочный ремень
  2. Налобник
  3. Розетка
  4. Шородержателъ
  5. Шора
  6. Ганашный ремень
  7. Нащечный ремень
  8. Капсулъ
  9. Ливерпульский трензель
  10. Подбородная цепочка
  11. Вожжи

Трензеля и удила

Кроме трензеля, который, в частности, используется при тренировке молодых лошадей, упряжным лошадям обычно одевается мундштук-стержень. Этот тип мундштука действует по принципу рычага с шарнирным соединением. То, насколько шарнирное соединение выше мундштука, определяет размах действия рычага. Эффект тем сильнее, чем больше это расстояние, что требует от кучера большой осторожности. Угол шарнирного рычага к загубнику должен составлять 45 градусов.

Ливерпульский трензель

Ливерпульский трензель имеет два или три места соединения с вожжами, чтобы можно было корректировать размах мундштука.

Ливерпульский трензель

Бакстонский трензель

В упряжке из двух или более лошадей тандемом или попарно друг за другом задней лошади часто одевается Бакстонский мундштук. Мундштук типа «Бакстон» имеет перемычку с двумя соединенными рычагами. Перемычка не дает вожжам, идущим от передних лошадей, слишком сильно давить на трензель.

Бакстонский мундштук

Способ запрягания

Если необходимо запрячь одну лошадь, сбруя надевается слева. Если пару, лошадь с левой руки запрягается как обычно, а лошадь с правой руки запрягается справа.

Если необходимо надеть нагрудник, возьмите его обеими руками подшейком кверху. Положите подшеек на шею и подгоните. Нагрудник подогнан правильно, когда пространство выше грудины шириной с ладонь. Хомут надевается через голову вверх ногами, узким концом вниз. После того как прошли уши, хомут переворачивается. Хомут сидит правильно, когда между хомутом и телом лошади можно просунуть кулак. Сбруя затем надевается на ремни холки, и подпруга слегка затягивается. Если вы надеваете хомут, фальш-мартингал прикрепляется между передними ногами к подпруге. Упряжь должна располагаться на ширину руки сзади от подпруги. Спинной ремень должен свободно проходить по спине и соединяться с накрупником или ободовым ремнем. После расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень.

Накрупник прикрепляется к спинному ремню, а шлею можно проверить, просунув руку между упряжью и крупом. После этого прикрепляются постромки, и наконец, вожжи пропускаются через ушки или кольца и соединяются с трензелями. Когда оголовье надето, важно убедиться, чтобы звенья подбородной цепи не перекрутились в подбородном желобе.

Запрягание

Поставьте лошадь перед коляской и попросите помощника толкать коляску по направлению к лошади, но со слегка поднятыми оглоблями, чтобы не ударить лошадь. Оглобли затем опускаются и привязываются к постромкам и D-образным петлям. Петли должны быть перед скобами, чтобы предохранить оглобли от чрезмерного подъема вверх. Последняя операция — присоединение постромок и шлеи. Шлея всегда должна быть в горизонтальном положении. После закрепления всех элементов можно затянуть подпругу.

Распрягание

Распрягание производится, в основном, таким же способом, как и запрягание, но в обратном порядке. После освобождения лошади от коляски проверьте, не протерлась ли где упряжь. Перед чисткой лошади надо проверить, нет ли ран на ее теле.

Распрягание

Уход за сбруей

Разумней всего тщательно чистить упряжь мокрой губкой сразу же после ее использования, чтобы удалить грязь и пот. Соль, содержащаяся в поте, делает кожу жесткой. Один раз в две недели упряжь следует мыть с седельным мылом, для чего все элементы упряжи должны быть отсоединены друг от друга. После втирания седельного мыла во все части упряжи необходимо дать упряжи полностью высохнуть. Процесс высыхания не следует ускорять, просушивая упряжь на солнце или возле обогревательного прибора. Кожа будет высыхать слишком быстро и трескаться. Смажьте чистую упряжь небольшим количеством воска и натрите до блеска. Патентованную кожу высшего сорта не следует натирать воском. Вместо натирания воском вы можете просто протереть ее сухой тряпкой.

Сбруя хомута с фалъш-мартингалом

Вешалка для упряжи

Вешалка для упряжи на колесиках облегчает развешивание упряжи в правильном порядке. К тому же, когда снова возникнет необходимость запрячь лошадь, ее можно просто подкатить к лошади. При запрягании или распрягании упряжки лошадей очень сложно размещать все компоненты упряжи на свои места. Каждой основной части упряжи требуется отдельная вешалка: одна для хомута, одна для частей седелки и подпруги, еще одна — для оголовья и т. д. Хотя кнут не является частью упряжи, важно не забывать вешать его на крючок, чтобы он оставался прямым и в хорошем состоянии.

Вешалка для упряжи

 
Рекламный блок:

Счётчики



Друзья

  • : породы, клички, тренинг, уход